От редакции
В политике есть два субъекта: лицо и государство; т.к. государство состоит из лиц, то ясно, что предметом политики есть общественные отношения: с одной стороны, лиц внутри государства, с другой, - отношения народов друг к другу. Политика может быть действенной только тогда, когда она зиждится на политической науке; тогда такая политика будет называться научной. Отсюда видно назначение политической науки, которое состоит в нахождении наилучших условий (всяких условий) для лица внутри государства, - с одной стороны, и в изыскании наилучших же условий в сношении государства с другими государствами, - с другой; а т.к. «вообще для государства мерило всех действий составляет интерес своей нации»1, то понятно, что в последнем случае речь идет по преимуществу об отыскании условий, благоприятствующих достижению национального интереса. Эти две основные цели политической науки сводятся к отыскаянию наилучшей для данного народа государственной формы, а затем к совершенствованию ее. Наилучшей политической формой для всякого народа является та, которая вырабатывалась всеми условиями расы, народности, географии etc, - коротко говоря, та форма, что свойственна ему исторически. Из последнего положения должно следовать то, что, - по замечанию Данилевского, - общественные науки могут быть только национальными; это верно, и изучение национальной формы должно занимать особый отдел политической науки. Но другой отдел, не менее обширный, должен быть посвящен изучению общих и непреложных законов общественных и политических, общих потому, что они одни для всех народов. Так, парламентаризм привел к гибели почти все государства не только и не столько потому, что он этим государствам исторически чужд, но главным образом потому, что политическая система и идеология парламентаризма входят в противоречие с известными законами политической и общественной жизни, - а потому не могут не быть губительными для всякого государства, имевшего несчастье насадить их у себя. Русская политическая мысль развивалась в шести основных руслах: науки русского государственного права, публицистики, в сочинениях по государственному устройству и публичному праву (т.е., не специально по русскому), в литературе философско-исторического характера; очень краткий, - но очень плодотворный, - период – с 1906 по 1918 год – в специальных работах, изучавших в разных отношениях строй России с введением института государственной думы, и, - наконец, - в собственно русской литературе. Первое направление представлено трудами Н.М. Коркунова, А.В. Романовича-Славатинского, В.М. Грибовского, А.Д. Градовского, А.С. Алексеева, П.Е. Казанского, В.И. Сергеевича, В.Н. Латкина и др.; второе – К.Н. Леонтьева, М.Н. Каткова, К.Д. Кавелина, И.С. Аксакова, А.С. Хомякова, В.Д. Каткова, В.С. Соловьева, Л.А. Тихомирова, И.Л. Солоневича, К.П. Победоносцева и др.; третье – Л.А. Тихомирова, Б.Н. Чичерина, С.А. Котляревского, Н.И. Кареева, В.Н. Ренненкампфа, Н.М. Коркунова, Г. Еллинека и др.; четвертое – К.Н. Леонтьева, D.X.***, Н.Я. Данилевского, Л.А. Тихомирова, Н.И. Черняева, Н.А. Захарова, И.А. Ильина, Л.А. Тихомирова, И.Л. Солоневича, П.Н. Семенова etc; пятое, - С.А. Котляревского, А.С. Алексеева, Н.О. Куплеваского, Н. И. Палиенко, П.Н. Семенова и др.; о русской литературе мы не будем говорить. В начале XX века политическая мысль умирает, - не только в России, но и во всем мире, и после первой четверти XX века, за исключением русских представителей ее, - Ив. Ильина и Ив. Солоневича, - не видно ни одного значительного ее проявления. Одновременно в официальной науке укрепляется мещанская «политология», которая не является наукой в точно такой же степени, как и regrettable измышления марксизма. These both mongrels науки лживы потому, что партийны. Посылка современной «политической науки», - этой доброй, но престарелой шлюхи промышленников процентных бумаг и котлет, - состоит в априорном признании строя представительной республики наилучшим строем, – так сказать, crown of creation; она – эта «наука» – прямо заявляет, что выше и лучше этого строя ничего нет, и, конечно, быть не может, - и именно это априорное признание строя современной олигархической республики наилучшим строем делает современную науку лже-наукой, потому что действительность, опрокинув с самой первой минуты основания такого государства все смехотворные измышления, на которых создавалось оно, на протяжении двух веков разбивала и продолжает ежедневно беспощадно разбивать все рахитические нелепости апологетов этих теорий плебейства par exellence; и все те натяжки и все то жульничество, - которыми, воистину как Крез, богата эта странная «наука», так, что собственно они и составляют ее содержание, - получаются именно из стремления доказать божественную благостность государства либерального демократизма. Учреждая «Монархическую государственность», мы имели в виду собрать весь жемчуг, все драгоценности мировой и русской политической мысли и положить их в основание здания русской политической науки, - науки, которая в национальном аспекте своем представляет теорию Русского Самодержавия.
|