Настоящий «Канон…» был впервые опубликован в 2003 году в журнале «Имперский курьер»; однако, при публикации были изъяты примечания, - составляющие почти половину его объема и разъясняющие некоторые понятия и принципы; здесь мы публикуем его целиком.
***
Канон
Русского Самодержавия
(в догматическом изложении).
I
Формой правления в России является неограниченная монархия. Это значит, во-первых, что государственным строем России является Самодержавие1, и, во-вторых, что в основании формы правления, как начало всего государственного строя, лежит монархический принцип, признающий суверенитет (Верховную власть) монарха фактический (самодержавие2), и юридический (верховенство3). Таким образом, власть, принадлежащая Императору Всероссийскому, есть верховная и самодержавная4,5. Верховная власть Монарха (Его souverenite) составляет основание русского государственного строя; это не означает того, что на Монархе лежит личное отправление всех функций государственной власти (составляющее Его право), а значит только то, что отправление всех государственых функций возводится к Верховной Власти. Мы отождествляем Монарха с государством, или, что то же, признаем власть Монарха Его личною властью; мы не признаем власть Монарха властью государства, осуществляемой Им в силу государственного права (imperium ex jure publico); - следовательно, отвергая юридическую цельность и личность государства, мы признаем это последнее лишь юридическим отношением или совокупностью юридических отношений отдельных физических лиц, расматриваемой с точки зрения права как целое только в международном праве, а во внутреннем представляющее, как мы уже сказали, юридическое отношение, где Монарх, на основании публичного права, занимает совершенно особое положение, пользуясь такими полномочиями, которыми более никто не обладает, т.е. верховными, и является сувереном (Souverain), обладая всей полнотой власти, сохраняя за собой исключительно imperium и являясь носителем всей государственной власти. Власть Императора Всероссийского есть вся соединенная в его руках государственная власть. Свойства власти Императора Всероссийского, как власти Верховной, проявляются во всех стихиях державной власти, - в области законодательства, в области администрации и в области суда. Всероссийскому Императору принадлежит: - вся полнота государственной власти; - вся полнота верховных прав; - вся полнота всех функций государственной власти, без изъятия, и,
в силу этого,
Он есть Верховный Вождь Армии и Флота (Верховный Главнокомандующий является лицом, непосредственно назначаемым и непосредственно подчиненным Е.И.В.); Он есть Верховный Глава исполнительной власти; Он есть Источник власти судебной (суд отправляется именем Е.И.В.); Он есть Верховный Законодатель и Верховный же Судия в делах законодательных (никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Императорского Величества); Он есть Высший Контролер.
Три основные свойства Верховной Власти Императора Всероссийского составляют самодержавие, верховенство (неограниченность) и священность6.
II
Из единства Империи, представляющей собою единое государственное тело, вытекает единство территории русского государства. Существующее деление империи имеет лишь административный характер. Российская Империя в отношении к порядку местного и гражданского управления состоит 1) из губерний и областей , по Общему Учреждению управляемых, 2) из губерний, областей и земель, управляемых по Особым Учреждениям.
III
Народом-господином в государстве, - на всем пространстве империи и во всех пределах власти и влияния государства, - является русский народ.
Великое государство, населенное многими разнообразными по национальному происхождению, культуре и прошлой истории народами, может существовать только в таком случае и до тех пор, если и пока среди этих народов имеется один в духовном, экономическом и физическом отношении сильнейший, налагающий печать своего гения на все общежитие, народ-хозяин, народ-господин. Обычно таким народом является тот, который и создал данное государство. Без перевеса отдельного народа взаимные отношения народов одного и того же государства сводятся к одной безысходной борьбе, которая приводит лишь к распадению государства. Господствующий в государстве народ должен представлять собой всестороннее могущество, - он должен обладать духовным могуществом, созидаемым на широком основании национальной религии, нравственности, права, искусства и науки, физической крепостью и экономическим богатством. Поддержание силы основного племени должно составлять главнейший предмет заботливости разумной политики. Ошибочно думать, что рост остальных народов государства, т.е. инородцев, может заменить собой падающее значение народа главенствующего. Поднявшись выше уровня последнего, они будут, в виде правила, стремиться не к укреплению государства, а к его уничтожению. Иноплеменные народы до тех пор вообще полезны и даже вообще терпимы, с государственной точки зрения, пока перед ними открывается одна возможность существования и благоденствия: идти вперед вместе с народом-господином и под его главенством. Только в таком случае государство развивается, т.е. существует, потому что это существовать значит развиваться; и только в этом случае существуют, т.е. не рабствуют и не издыхают, и сами инородцы.
С друг. стороны, монархия (не абсолютизм и не римо-германское императорство) в разноплеменном государстве возможна только при преобладании одной нации, нации, способной давать тон общей государственной жизни и дух которой должен выражаться в Верховной власти. В отношении России это значит следующее. Император Всероссийский является прежде всего Русским Царем7, а уже потом – Императором Всероссийским; но представляет Он при этом не один только русский народ8, а является представителем всего государства9 (и только в этом смысле Он есть представитель всех вообще остальных народов). Царь относится к другим народам через, так сказать, русский народ, поскольку Он от своего народа не отделим.
******
Россия есть семья народов, собранная вокруг православного русского народа; следовательно, судьбы и свойства империи зависят от него. Русскую народную сущность наиболее определяет православие, и это значит, что именно православием определяется специфически русское собирание. Следовательно, постольку существование России имеет смысл, поскольку русский народ есть православный народ и поскольку православие его собственно и в государственном и политическом отношении верно. Высшая причина нашего собирания племен Севера и Юга, Запада и Востока состоит в православии, и православие есть определяющее начало нашего собственного существования и нашего собирания народов. Русская национальность есть мировая национальность, никогда не замыкавшаяся в узком круге собственных племенных интересов, но всегда несшая идеалы общечеловеческой жизни, всегда умевшая дать место в своем деле и в своей жизни множеству самых разнообразных племен, и именно эти черты делают русский народ великим мировым народом и, в частности, дают право русскому патриоту требовать гегемонии для своего племени. Эта гегемония необходима всем, потому что народности и племена, заходящие в империю, могут существовать только при условии владычества русской национальности и, - следовательно, - при развитии государственности под господством именно русской идеи государственности, национальности и культуры. Только во имя своей великой общечеловеческой миссии может русский народ требовать себе руководительства другими народами и тех материальных условий, которые необходимы для этого. Требования, которые может и должен предъявлять русский народ, налагают на него великие обязанности попечения и справедливости. Он не из тех опекунов, которые пользуются своими правами для того, чтобы обобрать отданных в зависимость от него. Лозунги в роде «Россия для русских» – лозунги совершенно не русские, и их смысл именно состоит в требовании прав для русского племени не потому, что это нужно всем, а, просто, потому, что русскому народу выгоднее все забрать себе. Велика для всего рода человеческого и необходима господствующая роль русского народа, но если Россия откажется работать на пользу всеобщую – она теряет все свои права мировой нации.
IV
О содержании составляющих формулу «Православие, Самодержавие, народность» элементов.
Политической основой русского народа является Самодержавие; Культурно-нравственной основой русского народа является Восточное Греко-Кафолическое Православие; Племенной основой русского народа является великорусская народность.
При этом православие определяется как
определяющее начало русского национального существования и русского собирания народов, начало, составляющее единственно незыблемую основу русской силы и вместе с тем русскую народную сущность (существо) русского народа; начало, делающее русский народ великим мировым народом и дающее России значение сверхнародное; начало, которое делает судьбы России блистательными; начало, определяющее весь смысл существования России; начало, являющееся основным принципом национально-государственной жизни России и главнейшею ее духовной ценностью; идея, которая есть самодовлеющая сущность национальной идеи России; res ipsa pretiosa, не могущая и не должная быть подчинена каким бы то ни было преходящим задачам государственного строительства – хотя бы потому, что любое и всякое подчинение этой ценности какой бы то ни было другой неминуемо и автоматически влечет за собою ослабление и уничтожение России. Совершенно естественно при этом православие есть первенствующая и господствующая в Российской Империи Вера10.
Самодержавие –
как форма правления, принципом Верховной власти которой является монархический принцип, форма, утвержденная и постоянно утверждаемая таким государственным строем, который дает условия, служащие непрерывному проявлению сущности этой формы11. Сущность эта такова:
Самодержавие есть активное самосознание народа, сосредоточенное в одном лице, - царе, - который, вследствие этого, являет собой живое осуществление (олицетворение) политического самосознания и воли родного ему народа, т.е. является носителем и выразителем всей народной жизни, или существа народного. При этом существе Самодержавие является воплощением души нации.
Самодержавие требует единения Царя и народа и народа и Царя в области духа, т.е. в области религии, нравственности, мысли, чувства и воли. Признавая это единение, мы тем самым признаем, что Царь и народ принадлежат к одному, общему для них единству духовной жизни народа. Царь не может представлять эту, духовную, область, - это существо народа, потому что представительство это имеет органический характер и, следовательно, представительством не является; это и не засвидетельствование, - потому что монарх не только является свидетелем духовной народной жизни, но и осуществляет засвидетельствованное. Отсюда следует то, что Царь и русский народ едино и русский Царь от русского народа не отделим. В случае же, когда Монарх отрекается от зависимости от русского народа, - Он, в силу этого, теряет нравственное право на власть: тогда Он отходит от русского народа, оставляя этому последнему самодержавие в области духа. Юридическое же верховенство (суверенитет) Монарха остается незыблемо и неоспоримо. Монарх представляет живое воплощение коллективного и исторического организма и сосредоточивает в себе всю полноту его прав. В лице Монарха всегда вся Россия. Отсюда ясно, что органическое единство Государя и народа дает возможность считать Его живым воплощением государства и русского народа. Самодержавие как государственный строй дает то государство, которое функционирует, сообразуясь во всем с народной (общей) волей (volonte generale Руссо). Эта общая народная воля, проистекая из внутреннего содержания нации и существуя как результат долгого исторического опыта, как унаследованный вывод исторических трациционных привычек, называется по-другому народной волей традиционной, или духом народным. Монарх в этом государственном строе является представителем именно этого внутреннего содержания нации, из которого проистекает ее воля, каждый раз когда народ способен продумать свое содержание и определить, в каком акте оно должно выразиться применительно к тому или иному насущному вопросу. Это, - принадлежащее Монарху, - представительство – есть единственно возможное представительство единственно реальной народной воли, - воли народного духа. Монарх при этом является наследственным, неизменным и единственным представителем нужд и потребностей своего народа, однако, представительство это не является юридическим, но носит фактический характер и основывается на идее единения Царя и народа и народа и Царя12. Верховная Власть в строе самодержавного правления свободна и ограниченна одновременно: свободна в исполнении всего, клонящегося к достижению народного блага, и ограниченна своим обращением в сфере народных понятий13, верований и представлений, так, как отдельный человек ограничен своей собственной личностью.
Народность14 значит,
что племенной основой русского народа является великорусская народность; что русский народ является народом-господином на всем пространстве Российской Империи, во всех пределах власти и влияния государства, а основу в краеуголии государства составляет русская основа; что Верховная (или государственная) Власть имеет национальный характер; что Император Всероссийский есть прежде всего Русский Царь, - русский не происхождению только, но и по духу; что между Царем и народом и народом и Царем существует фактическое единение в области духа, т.е. в области религии, нравственности, чувства, мысли и воли; что Верховная Власть в отправлении управления руководится интересами основного народа, но не общественным мнением присоединенных народов; что Вера русского народа является первенствующей и господствующей Верой во всем пространстве Империи; что развитие русского государства совершается в русском направлении.
Три основы эти, являясь началами России, составляют формулу русского строя и формулу русского национализма.
V
Общественным строем в России является свободно-сословный строй15.
Прогрессивный свободно-сословный строй – это такой строй, в котором государство строится не на отдельных личностях, а на специализированных группах – сословиях, которые представляют собой классы, официально признанные государством, введенные в круг государственного строения и получившие соответствующие каждое своей природе и силам обязанности и права. Свободно-сословный строй является строем открытым: он открыт сверху и снизу и основан на свободном самоопределении личности и ее свободном творческом труде. Идея современного свободно-сословного государства заключается в том, чтобы естественные классы и социальные группы нации получили от государства делегацию его управительных функций во всех пределах компетенции этих групп, а государство – свою, свойственную ему, роль верховного направления и согласования этих естественных групп, оставив мелочную регламентацию их жизни. Такое государство не имеет бюрократического и полицейского характера, являющегося одним из основных свойств общегражданского правового строя и, вообще, тоталитарного государства. Далее, возвратив государство к его естественному, прогрессивному пути развития сословности, необходимо дать ему Верховную Власть, - согласовывающую, направляющую и оберегающую классовую деятельность и воплощающую и охраняющую общий всем государственный интерес. Принцип такого государства состоит в посословной организации каждым сословием своих сословных интересов и наличии объединяющей их и возвышающейся над ними Верховной власти, выражающей общим всем интерес государства.
VI
Центральным представительным органом в Российской Империи является Дума, созываемая по сословно-территориальному принципу и имеющая законосовещательный характер16.
Дума относится к тому типу народного представительства, которое представляет мнения, интересы и желания народа перед Верховной властью, - Монархом, - и имеет целью не допустить разъединения двух основных элементов государства – Царя и народа и подчинения обоих силам служебным, какими у Монарха являются его чиновники, а у народа – его выборные представители, - но, наоборот, объединить Монарха с народным умом, совестью и творческим гением; при этом задача состоит в том, чтобы, сохранив свободную волю государства (в лице Царя), - вооружить ее всей мощью творческого национального гения, приблизив нацию, - в совокупности и в отдельных ее членах, - к Верховной Власти, и, таким образом, обеспечить государственное осуществление мысли, настоящих потребностей и желаний народных. Эта система представительства требует прежде всего, чтобы нация была организована в своих сословиях, классах и, вообще, в реальных коллективностях.
VII
О господствующей Вере и церковно-государственном союзе.
Из той ясно нами всеми понимаемой истины, что православная вера есть res ipsa pretiosa по истине, с совершенною определенностью следует, что Русское государство имеет конфессиональный характер и первенствующая и господствующая в Российской Империи Вера есть Православная Восточная Грекороссийская17. Несомненно также, что Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной Веры, кроме Православной Грекороссийской18; что Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей Веры, и блюститель Правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния19; несомненно также наше неизменное отношение по вопросу свободного исповедания вер находящихся в составе империи народов: свобода Веры присвояется не токмо Христианам иноверных исповеданий, но и Магометанам и язычникам (а): да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов и моля Творца вселенной об умножении благоденствия и укреплении силы Империи (б)20 и дела церковные иноверных исповеданий в Империи Российской, ведаются их Духовными властями и особенными Правительствами, Верховною Властию к сему предназначенными21. Священный Синод упраздняется, и патриаршество остается. Осуществление права, т.е. существование истинно-правового государства, предполагает наличие в среде членов государственного союза известной степени нравственности: нравственность, в свою очередь, воспитывается и держится религией ( потому что государство не имеет к этому средств); религия лежит в лоне Церкви: следовательно, - первое требование исполнения законов ставит сразу вопрос о церковно-государственном союзе. Разумеется, союз Церкви и государства влечет за собой (в том случае, если в союз вступает государства не монархическое) учреждение монархической формы правления22, потому что эти вещи, с необходимостью, взаимно обусловлены. Существо союза церкви и государства состоит в том, чтобы, обеспечив церковному строю всю его самостоятельность, не ставить его в зависимость от государства нигде и ни в чем, - дать Церкви возможность быть такой организацией, какой она должна быть по своим законам, и, в то же время, не втягивая строй церковный в строй гражданский, - остаться с Церковью в союзе, установив путь к сближению государственного принципа с религиозным. Из сказанного ясно, что такой союз, - будучи утверждаем на основаниях чисто нравственных, - и будет нравственным союзом. Целесообразной будет такая постановка отношений Церкви и государства, при которой Церковь получит легкий и широкий доступ во все отрасли социального строя, - однако, не с юридически-обязательной, но с нравственной властью. Для этого сохранения чисто-нравственного влияния Церкви нежелательно было бы введение церковных учреждений в число гражданских, но было бы целесообразно и полезно предоставление епископату и священству совещательных прав в социальных и гражданских делах; обязательное же участие недопустимо, о чем говорится и в каноне православной церкви.
Примечания 1
1 Термин Самодержавие употреблен здесь в значении государственного строя; объяснение этого его значения, а также прочих, см. в прим. 11. 2 См. прим. 11, п. 1. 3 Самодержавие, верховенство и тот факт, что Верховная власть монарха имеет источник в Боге, то есть имеет божественное освящение; она священна, - три основные свойства Императорской Власти (о неограниченности см. прим.4), и эта трехсторонность ее составляет три стороны положения Его в государстве. Три эти основные свойства хорошо видны в двух Стт. I-х, приводимых в прим. 4; в частности, свойство божественного освящения выражено во второй части этих статей: “Повиноваться ets”, а также в Стт. 42 и 17 О.З. 1832 г. и Ст.5 О.З 1906 года (Ст. 5 гласит: «Особа Государя Императора священна и неприкосновенна».)(см. прим. 19). О верховенстве см. прим. 5. 4 Ст. 4 Гл. I Разд. I Т. I Осн. Зак. 1906 года говорит: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает», а ст. 1 Гл. I Разд. I Т. I 1832 года, - “Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный (а). – Повиноваться верховной Его власти, не токмо за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает (б)”; в основном законе 1797 апреля 5, об учреждении Императорской Фамилии, сказано об Императоре: неограниченный Самодержец (17906, парагр. 71) ets. Ст. I О.З 1906 года говорит о том, что власть Всероссийского Императора верховна и самодержавна, а две другие приведенные стт., - что Монарху принадлежит власть неограниченная и самодержавная: в законе 1906 года предикат неограниченности заменен предикатом верховенства (неограниченность представляет отрицательное, а верховенство – положительное выражение одного и того же понятия. 5 Верховная Власть Всероссийского Императора (I) есть: власть Величества (власть величайшая, или главная); власть Высочайшая; власть управления во всем его объеме и в пределах всего Государства Российского (II); власть безответственная, главная, чрезвычайная, последняя (причем Г.И. принадлежит право последних решений не только в области правообразования, но и в области суда и администрации) (III), надправная, всеобщая (причем в двух отношениях: власть Е.И.В. распространяется: 1) на все государство (ср. с прим. II) и 2) на все возможные проявления государственной власти (IV)), или универсальная, высшая (V). – Все эти свойства Верховной Власти Государя Императора суть элементы Его суверенитета. Эти свойства, - ни в их совокупности, ни в отдельности, - не могут принадлежать (это видно) ни одной подчиненной власти, но все в совокупности принадлежат только власти Е.И.В., одновременно установляя понятие ее. И эти свойства делают Императора Всероссийского 1) Верховным Судьею, 2) Главою и 3) Повелителем Всероссийской Империи. Власть Государя Императора имеет также следующие существенные признаки: 1) она не имеет иного источника, кроме как в Боге, - т.е имеет божественное освящение (это выражается в формуле: «Божиею поспешествующею милостию…» или: «Божиею милостию…»), 2) она наследственна, 3) закономерна, 4) национального характера и 5) нравственного значения. В силу того, что власть Государя Императора верховна, т.е. составляет верх над государством, - эту власть называют, в различных ее проявлениях, властью, стоящей вне и выше закона, сверхъюридической, или надправной, свободной, неограниченной, самостоятельной, независимой и дискреционной (VI). Власть Государя Императора, поскольку она отправляется Монархом непосредственно, отличается следующими чертами: она нейтральна, уравновешивающая, умеряющая, учредительная, последнего решения и высшего индивидуального олицетворения государственной воли. (VII). 6 См. примечания 11, 3, 4, 5. 7 Существо Самодержавия состоит в том, что оно есть олицетворенная воля народа, следовательно, часть его духовного организма. Оно выражает собою народ с его духовными требованиями и, одновременно, есть активное самосознание народа, концентрированное в одном лице и потому нормируемое его народною индивидуальностью. Самодержавие, где Верховная Власть имеет предикат верховенства, и, следовательно, юридически неограниченна, безгранично только условно, в пределах ограниченности, истекающей из ясно осознаваемых начал народности и веры: оно живет, таким образом, в народе и в Церкви и, - следственно, - ограничено всею совокупностию взглядов, обычаев и верований своего народа. Самодержавие подчинено этому закону органической ограниченности, в то время как абсолютизм, порывая с этим содержанием жизни своего народа, который его в себе зачал и вырастил (не как императорство) и, тем самым, отрешаясь от всякой и любой зависимости от него, - выходит из-под действия закона органической, внутренней, ограниченности и подпадает, взамен, закону ограниченности внешней – материальной, которая гораздо более стеснительна. Из всего сказанного видно, что Самодержавие (наилучший государственный строй, в котором за всю историю человечества выразилась монархия) может быть Самодержавием только тогда, когда Верховная Власть, во-первых, стоит в прямой связи с породившим его и господствующим народом (при империи) (следовательно, имеет национальный характер) и, во-вторых, с содержанием этого народа. Таким образом, только при условии того, что Император Всероссийский является в первую очередь Русским Царем, Он является и Всероссийским Императором. При этом сила, составляющая силу Российских Императоров, сила, опираясь на которую, они господствуют (VIII), есть русская сила. 8 Представляет в том смысле, как это сказано в догмате I в абз. 3.
9 Представителем в том смысле, в каком Он может быть при условиях, указанных в I-м догмате и в прим. VII. 10 Ср. с ст. 40 Разд. I Гл. VII Осн. Законов 1832: Первенствующая и господствующая в Российской Империи Вера есть Православная Восточная Грекороссийская (1797 Март.18 (17879). – 1800 Февр. 1 (19263). – 1803 Июл. 4 (20837)). Здесь же должно быть сказано следующее. Во-первых, русский народ не является собственником христианства, а является его первейшим слугой, и сам служит ему, а не христианство заставляет служить себе, и отсюда ясно, что, - во-вторых, - мы не отождествляем Веру с этническим элементом, потому что чада Авраамовы считаются не по плоти; поэтому Бог с нами постольку, поскольку мы православны, но никак не потому, что мы по племени русские.
11 Термин Самодержавие имеет следующие значения:
1. Как одно из трех основных свойств Верховной Власти Всероссийского Императора (см. прим. 3), и как одно из этих свойств оно имеет два значения. Во-первых, Власть Императора непроизводная, или самостоятельная, т.е. не делегированная; она не создана русскими Основными Законами и на них не основывается: она собственная, личная и составляет право, в силу которого Император, царствуя, сам держит в своих руках все стихии своего державного права во всей их цельности и полноте и без всякого участия другой какой бы то ни было власти в государстве. Самодержавная власть имеет свои собственные, ей присущие, а не извне данные права. Этот самостоятельный характер царской власти внешним образом выражается, во-первых, в словах, включенных в Императорский титул: «Божиею милостию» и, во-вторых, в обряде коронования, когда Император сам берет скипетр и державу и сам надевает корону, знаменуя тем самым всенародно свое самодержавие, т.е. что власть Он держит собственной силой. Власть Императора уже принадлежит ему и является самодержавной: в силу этого собственное могущество (самодержавие) Государя Императора является источником Его власти, и в этом смысле можно сказать, что юридический суверенитет (верховенство) Государя Императора зиждится и проистекает из суверенитета Его фактического (самодержавия) (об элементах юридического суверенитета см. в прим. 5). Наконец, во-вторых, самодержавие – это фактическое могущество, находящееся в руках Верховной Власти; и это могущество основывается на мощи и силе русского народа. 2. Как форма правления: в этом смысле Самодержавие является синонимом монархии вообще, или монархической формы правления, хотя некоторые писатели придерживаются мнения, что Самодержавие в этом смысле является наилучшим выражением этой формы. 3. Как существо, или содержание, самой формы – т.е. Самодержавия как формы правления, - преимущественно во втором смысле значения его как формы правления. В этом смысле оно изложено в догмате 4-м и в прим. 7-м. 4. Как государственный строй: если существо, или содержание Самодержавия совпадает с самой его формой, изложенной системой соответствующих учреждений, то мы имеем именно Самодержавие как государственный строй.
12 При этом Монарх является представителем всего Русского государства, отождествляется с ним и есть его воплощение. 13 Понятий, верований и представлений родственного ему племени. Эта принадлежность к русскому племени естественна; ее видно в следующих стт. русских Основных Законов: во-первых, в ст.3 Разд. I Гл. II (1832 года), где говорится о принадлежности Монарха к царствующей династии, - «Императорский Всероссийский Престол есть наследственный в ныне благополучно Царствующем Императорском Доме», и, во-вторых, в ст. 41 Разд. I Гл. VII того же Свода о обязательном исповедании Императором Всероссийским православной Веры: «Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной Веры, кроме Православной Грекороссийской». 14 Принцип народности в отношении господствования русского народа представляет гарантию сохранению государства; в отношении идеи единения Царя и народа и народа и Царя не допускает перерождения Самодержавия в абсолютизм, а в отношении исповедания Русским народом Восточной Грекороссийской Православной Веры составляет условие для господствующего и первенствующего ее положения в государстве, а это необходимо в силу истинности этой Веры. 15 Социальным учением, обосновывающим наш политический строй, является учение о свободно-сословном строе, в 1890-1900-х гг. выдвинутое и в самых основах разработанное Л.А. Тихомировым. Согласно этому учению, мы, в своих построениях государственности и в обоснованиях общественности, исходим из следующих принципов классификации социального строя:
I. Простой социальный строй: 1) патриархальный; 2) родовой. II. Сложный социальный строй: 1) простой сословный (или наследственно-принудительно-сословный); 2) свободно-сословный (или сложно-сословный) социальный строй.
Исходя из этого учения, мы следующим образом формулируем понятия класса и сословия:
Класс
есть социальная группа, социологически имеющая место и в государстве фактическое бытие и род занятий; класс, - сравнительно с социальной группой, - достаточно многочислен и его участники объединены в нем общими материальными, моральными и (или) духовными интересами и в силу этого потенциально склонны к совместной защите своих классовых – в узком смысле чисто эгоистических – интересов.
Сословием
явяляется официально признанный государством и введенный в круг государственного строения, т.е. получивший соответствующие его природе и силам права и обязанности. Сословие, лишенное этих обязанностей и прав, перестает быть сословием и возвращается в первобытное состояние класса. 16 Как известно, народное представительство бывает двоякого рода: - представляющим волю народа, при котором народ является носителем Верховной власти, и - преставляющим мнения, интересы и желания народа перед Верховной Властью (монархом). Первый тип народного представительства является парламентарным и составляет ложь; он основан на объединении народа партиями и поэтому неизбежно создает господствующий политический класс (в то время как изначально задача теории состояла в его уничтожении). Эта система глубоко антидемократична и не объединяет народ с государством, а, наоборот, разъединяет посредством средостения партий. Второй тип представительства ( называемый еще социальным представительством) составляет представление мнений, интересов и желаний народа перед Верховной властью – Монархом. Ясно, что об ограничении прав Верховной Власти при таком представительстве не может быть и речи, как, впрочем, не может быть речи вообще о каком бы то ни было юридическом ограничении верховных прав Государя Императора. Здесь же является вопрос о так называемой конституционной монархии: этот термин должен быть изъят вообще из употребления политической практики и политической науки, потому что конституционная монархия составляет фикцию; здесь противоречие уже в определении. «Верховная власть едина по принципу своему и не может быть сочетанием различных принципов» так точно, как «она и не разделима в своих проявлениях» ( как власти законодательная, судебная и исполнительная), - совершенно верно говорит Л.А. Тихомиров, далее сравнивая три этих управительных власти с разумом, совестью и волей души государства, «каковой душой является верховная власть» («Монархическая государственность», М., «Алир», 1998, стр. 58). Отсюда ясно, что, если Верховная власть ограничивается другой властью или ставится в зависимость от нее (следовательно, органа, имеющего такую власть), то Верховная власть в таком государстве принадлежит уже не ограничиваемой Верховной власти, а ограничивающей ее власти, принцип которой определяется смотря по тому, какой из элементов государства при столкновении управительных властей или в конфликтах вообще является решающим, - монархический, аристократический или демократический, - как, равно, Верховная власть в этом случае не разделяется ограничивающим органом с органом ограничиваемым. Что же касается сроков действия Думы, то, - если мы хотим сохранить учреждаемый строй, - срок действия ее должен быть от полугода до года, и собирать ее должно не чаще, как раз в пять-шесть лет, исключая, конечно, первый период учреждения строя, когда место Думы будет занимать так называемый всероссийский земский собор, созванный тоже по сословно-территориальному принципу. 17 Ст. 40 Разд. I Гл. VII О.З 1832. 18 Ст. 41, там же. 19 Ст. 42, там же. 20 Ст. 45, там же. Из закона удалено «и Евреям», потому что евреи будут высланы из Империи и им запрещен под угрозой лишения жизни будет въезд на ее территорию; вместе с тем они будут объявлены вне закона, а жидов, тайно пробравшихся в Россию, - говоря словами грамоты, закрепившей решение выдобичского совета князей в правление Мономаха, - всякому будет вольно грабить и убивать. Предоставляемая иным конфессиям свобода вероисповедания их членов не стоит в противоречии с положением Православной Грекороссийской Веры как первенствующей и господствующей, потому что право обращения и проповеди присвояется только Православной Церкви, а проповедь и обращение других конфессий наказуется в уголовном порядке, как и было по русским Основным Законам. О насильственном обращении в Православие мы, естественно, не говорим, потому что это не в духе Православной Церкви (и было прямо запрещено Осн. Законами). Во всяком случае, присвояемая иным конфессиям свобода Веры должна быть понята именно в смысле свободы верить и свободы, - естественно, - отправлять свой культ. Во всяком случае мы не повторим тех ошибок в русской вероисповедной политике , которые имели место быть. 21 Ст. 46, там же. 22 Православной и римско-католической Церквей.
Примечания 2
I. Перечисляемые свойства Верховной Власти Государя Императора суть вообще свойства верховной власти как таковой. II. Это немного более подробное толкование ст. 80 О.З. 1832-го года; статья эта говорит: «Власть управления во всем ее пространстве принадлежит Г о с у д а р ю. В управлении верховном, власть Е г о действует непосредственно; в делах же управления подчиненного, определенный степень власти вверяется от Него местам и лицам, действующим Его именем и по Его повелению». Статью эту дополняет другая, последующая, - ст. 81: «Предметы управления подчиненного, образ его действия, степень и пределы власти, оному вверяемой, во всех вообще установлениях, как высших Государственных, так и низших им подведомых, определяются подробно в Учреждениях и Уставах сих установлений». III. Потому что Ему принадлежит верховная власть, обнимающая все специализированные власти – законодательную, судебную и исполнительную. IV. См. прим. III. V. Соотв. перечисленным свойствам верховной власти Е.И.В., Ему принадлежат следующие виды главных решений (составляющих власть Величества, или главную): 1) право издания общих законов; 2) право Высочайших Указов; 3) право учредительных велений; 4) право крайних решений; 5) право чрезвычайных надправных решений; 6) право последних решений; 7) право всеобщих решений; 8) право высших решений; 9) право, или власть, безответственных решений. VI. Государю Императору, как выше уже сказано, принадлежит вся государственная власть, - как верховная, так и исполнительная. Перечисленные черты относятся лишь к Верховной власти, но не характеризуют власти исполнительной, - если в роли исполнительных органов выступают подчиненные власти, действующие от имени Государя Императора; в тех же случаях, когда сам Монарх выступает как Верховная Исполнительная Власть, - решения ее, оставаясь Высочайшими, всеобщими и безответственными, не могут быть все же относимы к главным, с их подразделениями, т.к. вращаются в границах действующего права. VII. Если «мы отождествляем Монарха с государством (см. абзац 3 догмата I), или, что то же, признаем власть Монарха Его личною властью», не признавая, одновременно, «власть Монарха властью государства, осуществляемой Им в силу imperium ex jure publico”, и в то же время с точки зрения внутреннего права признаем государство как “юридическое отношение”, отвергая его как целое (а следовательно, отвергая и самый населяющий его народ в его совокупности как лицо юридическое) - то мы, естественно, - когда говорим о воле государства, - имеем в виду волю Монарха как свободную, т.е. самоопределяющуюся, и личную волю одного, наследственного и принадлежащего к известной царствующей династии лица[i]. Признание государства юридическим целым, или юридической личностью, очень часто приводит к отождествлению этого отвлечения с народом, населяющим государство; в самом деле: если государственное право до этого знало власть Монарха как власть государства, осуществляемую Им в силу государственного права, следовательно, право это признавало и волю Монарха – волею государства (если не в законе, то должно было признавать в идее ), и с того момента, когда народ отождествляется с государством, - власть отвлеченного, юридического целого неминуемо, рано или поздно, отождествляется с властью народа, а воля государства – с волею народной: последствия этого ясны. VIII. См. прим. 11, пункт. 1.
[i] Как физического лица, естественно, но Монарх, разумеется, больше, чем «физическое лице». Он есть Великое целое, которое в Нем воплощается. В этом смысле Монарх считается единственным действительным представителем всего народа. Говоря о принадлежности Императора Всероссийского к известной царствующей династии, мы имеем, естественно, в виду тот случай, когда Он царствует и правит. Мы отвергаем всех известных и существующих претендентов на всероссийский престол, - как лиц частных, так и принадлежащих к тому или иному царственному или владетельному дому, в том числе и потомков дома Романовых.
|